Преобладание пятиглавия

Преобладание пятиглавияВ последующих сооружениях кокошники уже отсутствовали. Бесстолпный тип храма освободился от завершения свода кокошниками, свод оказался покрытым железной кровлей, над которой возвышались пять глав. На смену бесстолпным храмам в конце XVII в. стали приходить новые формы, принятые в московском церковном зодчестве.

Окончательно сформировался особый стиль «московское барокко». Для этого направления в русской архитектуре характерно применение барочных форм декора, широко распространенного в те годы и Западной Европе.

В декоре зданий снова используется белый камень и фигурный кирпич. В культовом зодчестве продолжается традиция создания храмов типа «восьмерик на четверике».

Часто церкви имели симметричный план, образованный присоединением к основному зданию церкви притворов, расположенных по сторонам света и по своей величине одинаковых с апсидами. Возродилась традиция построения церкви «под колокола» путем объединения колокольни и церкви в одно здание. После воссоединения Украины с Россией в церковной зодчество стало проникать так называемое украинское барокко.

В украинской традиции культового строительства система пятиглавия была следующей: четыре главы ориентированы по сторонам света, будучи глухими. В большинстве случаев они являлись предметом декора. Это, скажем, собор Донского монастыря, построенный в 1696 г. Определенное влияние на формирование нового стиля оказало также и русское деревянное зодчество.

И все же в своей основе «московское барокко» возникло на основе русских, и прежде всего московских, традиций. Все нововведения, элементы западноевропейской архитектуры, применявшиеся при возведении храмов, обязательно перерабатывались на русский лад с добавлением чисто московской направленности. Церковные сооружения этого нового направления в архитектуре объединяют главные черты: симметричность объемов и уравновешенность форм.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.