Оригинальность декоративного оформления

Оригинальность декоративного оформленияПреобладание пятиглавия привело к созданию небольшого бесстолпного храма с элементами стиля начала XVII в. При этом пять глав, которые ставились на сомкнутый свод, не могли быть значительного размера. Только центральная глава выделялась своим объемом и была открыта внутрь храма, остальные главы были маленькими и выполняли декоративную функцию, так как не открывались внутрь. Это можно видеть на примере многих московских церквей того времени.

Церковь Николы в Пыжах, Николы на Берсснсвке, Успения в Гончарах, Троицы в Останкине — свидетельство символически-декоративного назначения пятиглавия, поставленного на горку кокошников. Небольшие размеры храма привели к созданию малых размеров шей глав, что повлекло к увеличению самих глав. Их формы превратились в маковицы с сильной выпуклостью и стали похожи па луковицу или грушу.

Декоративное убранство храма, включая главы, обработку окон и сложный карниз, увенчанный кирпичными деталями, требовало от зодчих хорошего вкуса, соразмерности и чувства художественной меры при сооружении церковных зданий. По мере развития и распространения «московского барокко» можно наблюдать постепенное изменение роли кокошников, а затем их полное исчезновение. В церкви Успения в Гончарах 1654 г. нижний ряд кокошников подведен под крышу.

В церкви Троицы в Останкине (1668) главы стоят как бы на общем основании и огибаются двумя рядами кокошников. А в храме Николая на Берсснсвке кокошники прикрыты крышей и слились с кокошниками подножия шей глав. Следующим этапом в эволюции системы кокошников было вынесение их под карниз кровли, где кокошники стали выполнять функцию орнамента.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.