Кирпичный декор

Кирпичный декорОригинальность декоративного оформления, совокупность узорчато-пестрых фрагментов всей церкви дали ей название «красная», т. е. «прекрасная». Здесь наиболее ярко видна тенденция к затейливой витиеватости форм, отразившихся и в изразцовых украшениях. Все новые мотивы и элементы в оформлении зданий привели к появлению в конце XVII в. сложившегося направления в русском зодчестве, известного под названием «московского барокко».

Напомним, что шатровые формы остаются популярными в зодчестве. Скажем, Алексеевский монастырь, построенный в 1625 г., стоявший на месте нынешнего бассейна «Москва».

Церковь этого монастыря имеет трех-шатровое завершение. Композиция составлена в стиле «годуновской» архитектуры, в основании шатров расположены группы кокошников, имеющие овальную полукруглую форму.

В гранях шатра сделаны узкие слухи, восьмерики оснований обработаны филенками. Монастырь простоял до 30-х гг. XIX в. и был снесен в связи с планами постройки на его территории храма Христа-Спасителя.

Другим примером шатрового направления является храм Воскресения в Гончарах, построенный в 1847 г. К сожалению, этот храм, представляющий довольно редкий для Москвы тип шатровых строений, был уничтожен в 1930 г. Из оставшихся таких памятников середины XVII в. выделяется церковь Рождества в Путниках, сооруженная в 1649-1652 гг. Эта церковь с целой группой шатров стала одной из последних типов храмов с шатровым завершением. Реформа патриарха Никона, связанная с пересмотром богослужебных книг и приведением церковной службы в соответствие с греческими канонами, затронула и церковное зодчество. Шатровые формы признали неканоническими, и их строительство запретили.

Вместо них рекомендовалось возводить храмы с «освященным пятиглавием», так как пятиглавие в тот период истории считалось символом истинного православия. Поэтому шатровые формы, по-прежнему пользовавшиеся большой популярностью, стали широко применяться при строительстве колоколен.

Постепенно они превратились в декоративный элемент и стали использоваться в составе крылец культовых и гражданских строений. С появлением «московского барокко» шатровое завершение колоколен окончательно потеряло свою значимость.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.