Юрий Долгорукий

Юрий ДолгорукийВ дальнейшем русское церковное зодчество продолжает развиваться, все более освобождаясь от следов византийского стиля и утверждая новые, чисто русские черты в своих архитектурных сооружениях. Прежде чем приступить к анализу развития московского церковного строительства, коснемся еще Владимиро-Суздальского зодчества, поскольку первые каменные храмы столицы продолжали его традиции. Во 2-й половине XII в. благодаря активной деятельности князей Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского Суздальское княжество выделяется среди других княжеств и становится центром политической власти Руси.

В этот период здесь воздвигаются прекрасные по своим архитектурным и художественным формам храмы. Они отличаются изысканностью вкуса и особой оригинальностью, поэтому являются уникальными памятниками древнерусского строительного искусства. В 1152 г. князь Юрий Долгорукий начал строительство пяти церквей, из них до сего времени сохранились лишь две: это церковь в Кидекше и Переславле-Залес-ском, все остальные были разрушены либо переделаны до неузнаваемости.

Эти первые храмы послужили прототипом для развития в Суздальской земле самостоятельного вида церквей, которые по своим архитектурным формам отличались от других культовых сооружений Русского государства. У церкви Бориса и Глеба в Кидекше не полностью сохранился ее первоначальный вид. В течение веков в церкви были заменены посводное покрытие, купол и барабан. Церковь Преображения в Переславле-Залесском сохранилась в более полном виде, в ней еще отсутствуют стройность и изящество, характерные для последующего времени.

Тем не менее этот храм является, в сущности, единственным уцелевшим памятником из тех, что послужили прообразом появившихся позже церквей. Нельзя не отметить возникновение в дальнейшем таких подлинных жемчужин Владимирского княжества, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, а также Дмитровский собор, являющийся наиболее ярким примером суздальского стиля.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.