Успенский собор

Успенский соборЗначительную роль в дальнейшем становлении русского церковного зодчества сыграли итальянские архитекторы. Они научили русских мастеров новым строительным приемам — обжигу и технике кладки кирпичей, приготовлению нужного раствора и т. п. В результате в русском зодчестве постепенно исчезли подражания византийскому стилю и сформировался самостоятельный стиль отечественной церковной архитектуры. Говоря о раннемосковском церковном зодчестве, нельзя обойти вниманием самый древний из сохранившихся в Москве храмов — Спасский собор Андроникова монастыря, построенный в 1415-1427 гг. В его композиции еще видны черты византийской школы, но здесь присутствует уже творческий дух архитектора, а не слепое подражание.

Аналогичные черты можно видеть и в других раннемосковских памятниках зодчества. Это прежде всего собор Рождественского монастыря, построенный в 1505 г. и сохранившийся до наших дней, правда, с изменениями и наслоениями. Собор почти повторяет формы Спасского собора Андроникова монастыря.

Еще один храм, не так давно отреставрированный, построен в 1509 г. на месте одноименной деревянной церкви. Это церковь Рождества в Старом Симонове, имеющая много общего в архитектурных формах со своими современниками. Храм возведен, как и собор Рождественского монастыря, из кирпича, ставшего уже распространенным материалом в Московском княжестве; портал с килевидным завершением похож на порталы соборов Андроникова и Рождественского монастырей.

Постепенное развитие Москвы, ее активная застройка приводят к образованию слобод и посадов. Осваиваются районы Зарядья, заселяется Замоскворечье, Зане-глименье и другие территории.

Основным строительным материалом в XV в. еще служит дерево, но растет число и каменных церквей, возводившихся на средства прихожан. Автор Архангельского собора в Кремле Алевиз Новый соорудил в Москве 11 церквей.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.